Ритетом й доверием компартия не пользуется. Приводился пря.-мер, когда секретарь Сосновского райкома партии Вощитский совершил растрату денег, настроил своего товарища на ограбление почты, пьянствовал. Ему потворствовали губернские начальники. Совершив проступки в апреле, он был арестован только в августе. Для глубоко религиозных немцев все это выглядело дикостью, тем более, что была масса других причин недовольства новой властью.
Как известно, церковь была отделена от государства и школы. На этой почве стало нарастать недовольство немцев советской властью. Ведь в немецких школах религии отводилось очень большое место. Многие родители были не согласны с новыми методами воспитания и не пускали детей в школу. Чтобы обеспечить монополию в воспитании подрастающего поколения, партия установила единую программу обучения, взяла под свой контроль прием и увольнение учителей. Но финансовые трудности резко сузили возможности. Так, только в Славгородском округе с 1921 по 1923 год сркратилось число учителей с 331 до 261 — печем было платить зарплату. Только 10 проц. детей школьного возраста посещали занятия.
Выступая на совещании, обсуждавшем работу среди нацменьшинств, заведующий отделом Сибкрайкома РКП (б) Ансон отмечал, что в вопросах образования очень пестрая картина. «Есть такие национальности, как латыши, эстонцы, немцы, которые более или менее удовлетворены учреждениями отдела народного образования и процентом охвата ребят, которые охвачены школами в достаточном количестве, иногда даже больше русских. Но есть целый ряд таких национальностей, как мордва, воляткп, бе-лоруссы и даже украинцы, которые в отношении просвещения весьма мало двинулись вперед». Более реальной представляется оценка Р И. Эйхе, курировавшего в это время вопросы образования: «Постановка школьного дела на местах настолько печальна, что дальше некуда. В одной киргизской школе, где нет окон, они завешаны пузырями, школа размещается в землянках. Ребята занимаются лежа на земляном полу на соломе»'
Это подтверждает и инспектировавший положение нацменьшинств в Сибири Моравский. В докладной записке ВЦИКу он отмечал, что состояние школьных зданий неудовлетворительное, за исключением немецких, строящихся при помощи населения. Особенно плохие здания в киргизских селах»2
ГАНО, ф. 47, on. 1, д. 358, л. 10. 2 Там же, д. 269, л. 24.
В немецких деревнях правдами и неправдами учили детей, на свои средства содержали учителей и школу.
0 коммент.:
Отправить комментарий