США последовала Англия. Это была явная попытка подорвать престиж Насера в глазах египтян, поставить его в глупое положение, вынудить к капитуляции или же добиться замены его правительства другим, зависимым от Запада.
Насер узнал новость, находясь на Бриони, где совещался с Тито и Неру. Вероятно, то, что он оказался в затруднительном положении в присутствии двух столь авторитетных государственных деятелей, лишь усилило его гнев. Западные державы внезапно, грубо, в нарочито оскорбительной форме бросили вызов Египту. Судьба революционного режима, политическая карьера Насера зависели от решения, которое надо было сразу же принять. Ответственность ложилась целиком на плечи Насера: он был президентом, вся власть была сосредоточена в его руках, Совет руководства революции давно уже не существовал.
Насер вступил в борьбу. В ответ на шантаж империалистов он взорвал «суэцкую бомбу». Операция была подготовлена в условиях абсолютной секретности и молниеносно осуществлена. В тот самый момент, когда 26 июля на митинге в Александрии при всеобщем ликовании Насер объявил о решении национализировать компанию Суэцкого канала, специальные отряды, слушавшие его речь по радио, по условному знаку — упоминанию имени Лессепса — вскрыли запечатанные конверты с инструкциями и заняли административные помещения компании. Несколько минут — и канал перешел в руки настоящих хозяев. Все произошло столь быстро, что западные державы даже не получили возможности «спасти лицо»: их поставили перед свершившимся фактом. Они хотели унизить Насера —он унизил их вдвойне.
Ход суэцкого кризиса хорошо известен и подробно описан. Его исход явился крупнейшей политической победой египетского народа над империализмом. Авторитет Насера в арабском мире неизмеримо возрос. Насер стал символом, живым воплощением арабского национализма. Даже в Иордании, где у власти находился монархический, враждебный революционному Египту режим, люди, пренебрегая опасностью, пели песню: «О Гамаль, ты национализировал канал, и в Иордании люди идут за тобой».
Для самого Египта суэцкий кризис оказался великим испытанием, пройдя через которое, он закалился и после столетий национального унижения обрел веру в свои силы. О героях Порт-Саида сложили легенды, молодежь воспитывается на их примере. Весь мир увидел, что египтяне великолепно управляют Суэцким каналом, который стал для страны важным источником финансовых поступлений: до 5 июня 1967 г. доход от него составлял около 100 млн. егип. ф.
0 коммент.:
Отправить комментарий